Занятия для детей и взрослых
+7 (904) 649-34-06
г. Санкт-Петербург, пр. Науки, д.17 к.2

Физическая реабилитация детей с ДЦП в Санкт-Петербурге: сенсорная интеграция

Сенсорная интеграция помогает насытить мозг чувственным опытом. Ребенок накапливает недостающие ощущения и развивает навыки владения своим телом



Как сенсорная интеграция помогает детям с ДЦП?

Центральная нервная система объединяет всю информацию, полученную с помощью органов чувств (запах, вкус, цвет, движение, прикосновение, положение тела в пространстве) и преобразует ее в систему. Этот фундамент помогает человеку управлять своим телом, обучаться и выстраивать отношения.

 

Дети с ДЦП с детства лишены возможности получать информацию от органов чувств через ползанье и карабканье. Часто они испытывают повышенную чувствительность к прикосновениям и избегают их. Поэтому они лишены осязательного и двигательного опыта, не могут развивать мелкую моторику. Им не хватает ощущений либо они не встраиваются в единую систему понимания мира.

 

К примеру, вестибулярная система формирует связь между телесными ощущениями и внешними событиями. Она чрезвычайно чувствительна, поэтому если человек двигается — мозг сразу об этом «узнает». Если ее работа нарушена, у ребенка кружится голова, он спотыкается и неуклюже двигается. Снижается мышечный тонус, поэтому ребенок быстро устает.

 

Сенсорная интеграция помогает насытить мозг сенсорной информацией. Ребенок накапливает недостающие ощущения и развивает навыки владения своим телом.

Что такое сенсорная интеграция и как она работает?

Сенсорная интеграция связывает чувства, тело и мозг. Ощущения помогают мозгу понять, что происходит с телом и окружающей средой.

Различают 3 базовых сенсорных чувства:

 

Вестибулярное (движение, равновесие, ощущение тела в пространстве)

 

Проприоцептивное (информация от тела о весе, давлении, растяжении, движении — от сильных, глубоких прикосновений)

 

Тактильное (его получают через кожу — от прикосновений, давления, болевых ощущений)

Занятия сенсорной интеграцией учат тело понимать ощущения и упорядочивать их, чтобы потом использовать.

 

К примеру, у ребенка при проверке зрения не выявлено никаких дисфункций. Но ему трудно ориентироваться в пространстве, он не может оценить расстояние между предметами, понять, как они расположены относительно его тела. Нужно стимулировать вестибулярные ощущения.

Как проходят занятия по сенсорной интеграции?

Сенсорная интеграция отвечает за то, как именно чувствует себя ребенок — как ощущает свое тело и пространство вокруг него. Цель занятий по сенсорной интеграции — стимулировать мозг с помощью ощущений.

Задачи терапевта

 

Установить доверительные отношения с ребенком

 

Сформировать мотивацию, усилить сенсорные ощущения

 

Специалист помогает ребенку понять, что его окружает. В игровой форме он создает ситуации, в которых ребенок сам выбирает, с какими трудностями будет работать.

 

К примеру, ребенок не различает тактильные стимулы. Ему трудно понять, как прикосновения или передвижения влияют на тело: что с ним происходит, как меняется его положение в пространстве. Ребенку трудно понять свойства предметов, ему трудно различить их наощупь. Трудно рисовать, застегивать кнопки, пуговицы, молнии.

 

С какого возраста можно заниматься сенсорной интеграцией?

С любого. Ограничений нет. Специалист включает в игру ребенка, даже если он еще не ползает и не говорит.

 

Можно ли заниматься сенсорной интеграцией дома самостоятельно?

Можно, но это неэффективно.

 

Дома нет специального оборудования и приспособлений, а в центре их много. Это значит, что у ребенка есть возможность выбрать предмет, который будет ему интересен и удовлетворит его потребности. Все приспособления гипоаллергенны и безопасны.

 

Дома нет специалиста, который грамотно оценит состояние ребенка и направит его. Терапевт ненавязчиво меняет игровую обстановку. Он старается вовлечь ребенка в такие виды деятельности, которые облегчат его жизнь.

Центр развития «Речь» находится по адресу:

г. Санкт-Петербург, пр. Науки, д.17 к.2