Занятия для детей и взрослых
+7 (904) 649-34-06
г. Санкт-Петербург, пр. Науки, д.17 к.2

Коррекционные занятия с тифлопедагогом для незрячих и слабовидящих детей

Мы учим ребенка получать информацию о мире и «говорить» с ним: самостоятельно перемещаться, учиться и общаться



Игры, занятия и обучение незрячих и слабовидящих детей

Мы занимаемся с детьми от 0 до 18 лет, у которых ослаблено либо отсутствует зрение, и проблема не решается с помощью одних только лекарств и очков.

Незрячему ребенку или ребенку с ослабленным зрением трудно передвигаться — даже за руку со взрослым. Ему не всегда удается понять, далеко или близко находится предмет, он может ударяться о дверные косяки, запинаться и падать. Такие дети сильнее других людей ощущают прикосновения: многим бывает страшно ощупывать поверхности и дотрагиваться до незнакомых предметов.

Мы учим познавать мир — «видеть» руками

Руки — главный источник информации о мире для таких детей, поэтому мы обучаем их не бояться и правильно изучать поверхности. Исследовать пространство и размеры комнат. Понимать, где дверь или окно. Через сенсорику (прикосновения) учиться «считывать» информацию о предметах, запоминать их названия и функции.

Ваня — незрячий мальчик с ДЦП, ему трудно управлять руками. Он не мог удерживать предметы и научиться узнавать их на ощупь. Тифлопедагог использовал ткани, чтобы научить его чувствовать разные поверхности — гладкие, колючие и шершавые. Делал мальчику массаж ладошек, пальцев и рук. Теперь Ваня узнает предметы и удерживает их: ему помогают прикосновения.

Учим ориентироваться в пространстве

Другой способ познания — это слух. Мы занимаемся с музыкальными инструментами, учимся определять, откуда исходит звук, насколько он громкий или тихий, приближается он или статичен, связываем звук с предметами и явлениями: шлепнулся мячик, зашумела вода, открылась дверь и т. д.

Если у ребенка ослаблено, но все же сохранено зрение, мы работаем со специальными (безопасными для зрения) фонариками и светом: откуда он исходит, далеко он или близко. Этот навык также помогает лучше ориентироваться в пространстве и, например, понимать, какое сейчас время суток. Упражнения с фонариками используются для глазодвигательной гимнастики, направленной на коррекцию косоглазия.

У Софьи — косоглазие: чтобы следить за предметами, ей приходится поворачивать голову. Тифлопедагог использует специальные фонарики (матовые, неяркие и безвредные), меняет их цвета и светит ими в разных направлениях. Специалист «учит» глаза определять направление света и узнавать цвета, следить за ними. Улучшается глазодвигательная активность. После занятий Соня может следить за предметами только глазами, не поворачиваясь.

Мы учим их не бояться внешнего мира, взаимодействовать с ним. И объясняем родителям незрячих и слабовидящих детей, как можно научить ребенка обслуживать себя и помочь ему с учебой в садике и школе.

Вот чем занимается тифлопедагог на занятиях и чему учатся дети

Задача тифлопедагога — адаптировать ребенка к реальности и научить взаимодействию с миром и другими людьми. Вот что делает этот специалист:

  1. Учит разговаривать и выстраивать диалог с другими людьми — в семье и за ее пределами;

  2. Учит использовать другие органы чувств, чтобы компенсировать нехватку картинок или их искажение:

  3. «включать» остаточное зрение: ребенок ощущает цвет и свет, может понять, где окно или дверь;

  4. Использовать осязание: если зрения нет вообще — ребенок ориентируется в пространстве с помощью прикосновений, чувствует его границы, распознает поверхности, различает левую и правую стороны;

  5. Развивать слух: ребенок определяет, откуда исходит звук, насколько он громкий и что означает (к примеру, открылась дверь — значит кто-то пришел);

  6. Помогает подготовиться к школе: ребенок учится воспринимать информацию на слух, слушать речь и реагировать на нее (задавать вопросы и отвечать на них), выполняет специальные упражнения для рук и пальцев, чтобы подготовиться к работе со шрифтом Брайля.

Как проходит первичная консультация с тифлопедагогом

Приглашаем вас на первичную консультацию с тифлопедагогом, чтобы познакомиться и составить план занятий. Возьмите с собой результаты медицинских обследований, если их нет — приходите без них.

Тифлопедагог спросит у вас, с какими трудностями сталкивается ребенок, что у него получается и чему нужно научиться. Посмотрит, как ребенок взаимодействует с вами, предметами, ведет себя в новой обстановке.

Далее вместе с администратором вы выбираете часы занятий. Чтобы ребенок не уставал и легко усваивал новые знания, урок длится 40 — 50 минут.

Запись на занятия

Записывайтесь через администратора по телефону 8 (812) 384-74-25. Актуальная стоимость занятий указана на странице «Цены».

Центр развития «Речь» находится по адресу:

г. Санкт-Петербург, пр. Науки, д.17 к.2